Влияние самопрезентации на “Я” личности

Некоторые исследователи утверждают, что самопрезентация может и более непосредственно влиять на образ “Я” личности. В соответствии с концепцией процесса самовосприятия, могут быть моменты, когда люди служат себе собственной аудиторией - когда они демонстрируют себя не только перед другими, но и перед самим собой. Говоря попросту, если вы хотите видеть себя кем-то, вам приходится играть эту роль. Поскольку каждый раз, когда я отпускаю остроумное замечание, я подкрепляю этим уверенность в своем чувстве юмора, у меня действительно могут быть причины, побуждающие много шутить на публике.

Самопрезентация, таким образом, помогает нам получить то, что мы хотим, и создать желательный внутренний образ “Я”. Она служит также и социальным задачам: помогает другим людям узнать, как мы ожидаем, что с нами будут обращаться, позволяя социальным взаимоотношениям протекать гладко. Ирвинг Гофман описал это с драматургической точки зрения, уподобив самопрезентацию театру с актерами, представлениями, декорациями, костюмами, сценариями, ролями, кулисами и т. д. Чтобы пьеса шла гладко - чтобы люди, взаимодействуя друг с другом, чувствовали себя комфортно, - все представление должно следовать общему социальному сценарию, а актеры должны признавать партии друг друга и реагировать соответствующими репликами. Например, если человек с высоким статусом ожидает, что с ним будут обращаться с уважением, ему недостаточно просто обладать высоким статусом. Он также должен играть свою роль, одеваясь соответственно, общаясь с определенными людьми, устанавливая надлежащую дистанцию с людьми более низкого статуса и т. д. Демара, например, когда собирался вести переговоры о контракте на книгу, рассказывающую историю его жизни, купил новый костюм, прибыл в издательство на такси, а не пешком, и настаивал на том, чтобы вести переговоры только с главой издательского дома. Демара хорошо знал, какую роль он должен играть. Его самопрезентация также помогала и издателям: теперь они знали, какого обращения он хотел и ожидал.

Драматургическая точка зрения - точка зрения, согласно которой большинство социальных взаимодействий могут рассматриваться подобно пьесам, с актерами, декорациями, костюмами, сценариями, ролями и т. д.

Все мы заинтересованы в том, чтобы социальные контакты протекали гладко. Поэтому мы обычно не стремимся оспаривать самопрезентации других людей. Вместо этого мы позволяем им “сохранить лицо”, допуская публично представлять себя, может быть, и не совсем правдиво. Например, мы можем пропустить мимо ушей легкое хвастовство своего друга на публике, зная, что, указав на преувеличения, мы не только смутим его, но и заставим всех остальных почувствовать себя неловко. В самом деле, чуткое отношение к социальным договоренностям о “сохранении лица” ценится в большинстве культур и американские дети уже в возрасте пяти лет начинают демонстрировать подобную чуткость, тактично игнорируя ошибки других при оценке чужой работы, и т. п.